Предохранители, реле, их расположение и назначение
Большинство цепей питания электрооборудования автомобиля защищено плавкими предохранителями. Фары, электродвигатели вентиляторов, топливный насос и другие мощные потребители подключены через реле. Предохранители и реле установлены в монтажных блоках, которые находятся в салоне автомобиля в торце панели приборов с левой стороны, на левой передней части боковины и в подкапотном пространстве слева от аккумуляторной батареи. |
рисунок - 10.1 . Номера предохранителей в монтажном блоке, расположенном в салоне |
|
|
Большинство предохранителей установлено в монтажном блоке предохранителей в салоне ( рисунок - 10.1), расположенном на передней части боковины кузова под пластиковой крышкой. Цепи, защищаемые предохранителями (номера предохранителей указаны на фото), приведены в табл. 10.1. |

рисунок - 10.2 Номера предохранителей, плавких вставок и реле в монтажном блоке, расположенном в подкапотном пространстве автомобиля Chevrolet Lanos / ZAZ Chance |
|
|
Кроме того, реле и предохранители расположены в монтажном блоке в подкапотном пространстве ( рисунок - 10.2 и 10.3, крышка монтажного блока снята) В табл. 10.2 указано назначение установленных предохранителей, плавких вставок и реле, но на конкретной модели автомобиля могут отсутствовать некоторые цепи, указанные в таблице. |
Реле расположены и в торце панели приборов с левой стороны ( рисунок - 10.4, для наглядности на фото снята облицовка панели приборов) В табл. 10.3 указано назначение реле. |
|
|
1. Для получения доступа к монтажному блоку предохранителей сожмите фиксатор… |
|
2. …и снимите крышку в облицовке передней части боковины. |
|
|
Таблица 10.1 Цепи, защищаемые плавкими предохранителями, установленными в монтажном блоке в салоне |
(щёлкните для увеличения)
Таблица 10.2 Назначение предохранителей и плавких вставок в монтажном блоке, расположенном в подкапотном пространстве автомобилей Chevrolet Lanos / Sens |
(щёлкните для увеличения)
Таблица 10.3 Назначение предохранителей и плавких вставок в монтажном блоке, расположенном в панели приборов |
Примечание: |
На внутренней стороне крышки нанесена схема расположения предохранителей. |
|
|
3. Прежде чем заменить перегоревший предохранитель, выясните причину его перегорания и устраните ее. При поисках неисправности просмотрите указанные в табл. 10.1 цепи, которые защищает данный предохранитель. |
Не заменяйте предохранители перемычками или предохранителями, рассчитанными на другую силу тока, и самодельными перемычками – это может привести к повреждению электрических приборов и даже к пожару. |
|
|
4. Извлеките заменяемый предохранитель. |
5. Так выглядит перегоревший предохранитель (показанная стрелкой перемычка внутри пластмассового держателя перегорела и разомкнулась) Для замены перегоревшего предохранителя используйте запасной предохранитель того же номинала (и цвета) |
Примечание: |
Запасные предохранители разных номиналов расположены на обратной стороне крышки монтажного блока реле и предохранителей, установленного в моторном отсеке. |
|
|
6. Для доступа к монтажному блоку, расположенному в моторном отсеке, извлеките пароотводящий шланг системы охлаждения из держателя на крышке монтажного блока и отведите его в сторону… |
Примечание: |
На крышку нанесена схема расположения и назначение предохранителей, плавких вставок и реле в монтажном блоке. |
|
|
|
|
7. …отожмите два фиксатора по бокам крышки… |
|
8. …и снимите крышку монтажного блока. |
|
|
9. При необходимости замены извлеките реле (предохранитель), покачивая его из стороны в сторону. |
|
|
10. Для замены главного предохранителя №1 (смотрите рисунок - 10.2) выверните два болта… |
|
11. …и снимите предохранитель. |
|
|
|
|
12. Для доступа к монтажному блоку реле, расположенному в панели приборов, подденьте отверткой… |
|
13. …и откройте крышку в торце панели приборов. |
|
|
14. При необходимости замены извлеките реле из монтажного блока, покачивая его из стороны в сторону (на фото для наглядности снята облицовка панели приборов) |
15. Установите детали в порядке, обратном снятию. |
Перед тем как приступить к работе по устранению неисправностей в какой-либо электрической цепи, внимательно изучите соответствующую схему, чтобы как можно более четко представить себе ее функциональное назначение. Круг поиска неисправности обычно сужается за счет постепенного определения и исключения нормально функционирующих элементов того же контура. При одновременном выходе из строя нескольких элементов или контуров наиболее вероятной причиной отказа является перегорание соответствующего предохранителя либо нарушение контакта с «массой» (разные цепи во многих случаях могут замыкаться на один предохранитель или вывод заземления) |
Отказы электрооборудования зачастую объясняются простейшими причинами, такими как коррозия контактов разъемов, выход из строя предохранителя, перегорание плавкой вставки или повреждение реле. Визуально проверьте состояние всех предохранителей, проводки и контактных разъемов цепи перед тем, как приступать к более детальной проверке исправности ее компонентов. |
В случае применения для поиска неисправности диагностических приборов тщательно спланируйте (в соответствии с прилагаемыми электрическими схемами), в какие точки контура и в какой последовательности следует подключать прибор для наиболее эффективного выявления неисправности. |
В число основных диагностических приборов входят тестер электрических цепей или вольтметр (можно использовать и 12-вольтовую контрольную лампу с комплектом соединительных проводов), индикатор обрыва цепи (пробник), включающий лампу, собственный источник питания и комплект соединительных проводов. Кроме того, всегда следует иметь в автомобиле комплект проводов для пуска двигателя от постороннего источника (аккумуляторной батареи другого автомобиля), оборудованных зажимами типа «крокодил» и желательно прерывателем электрической цепи. Их можно применять для шунтирования и подключения различных элементов электрооборудования при диагностике цепи. Как уже было упомянуто, перед тем как приступить к проверке цепи с помощью диагностического оборудования, определите по схемам места его подключения. |
Одним из методов поиска короткого замыкания является извлечение предохранителя и подключение вместо него лампы-пробника или вольтметра. Напряжение в цепи должно отсутствовать. Подергайте проводку, наблюдая за лампой-пробником. Если лампа начнет мигать, где-то в данном жгуте проводов есть замыкание на «массу», возможно, вызванное перетиранием изоляции проводов. Аналогичная проверка может быть проведена для каждого из компонентов электрической цепи путем включения соответствующих выключателей. |
При диагностике подозреваемого в наличии обрыва участка электрической цепи визуально обнаружить причину неисправности оказывается довольно сложно, так как бывает тяжело визуально проверить клеммы на появление коррозии или нарушение качества их контактов из-за ограниченного доступа к ним (обычно клеммы закрыты корпусом контактного разъема) Резкое подергивание корпуса колодки жгута проводов на датчике или самого жгута проводов во многих случаях приводит к восстановлению контакта. Не забывайте об этом при попытках локализации причины отказа цепи, подозреваемой в наличии обрыва. Нестабильно возникающие отказы могут быть следствием окисления клемм или нарушения качества контактов. |
|
|