Сборка двигателя
Вам потребуются: динамометрический ключ, молоток (желательно с бойком из мягкого металла или полиуретана), приспособление для установки поршней в цилиндры, те же ключи, что и для разборки двигателя, отвертка, монтажная лопатка. |
1. Вставьте шатун в поршень, смажьте поршневой палец моторным маслом и запрессуйте его в шатун на том же приспособлении, на котором палец выпрессовывали, или с помощью молотка и подходящей оправки, вставленной во внутреннее отверстие пальца. Поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца, что позволит ему занять правильное положение. |
Палец вставляют в верхнюю головку шатуна с натягом, поэтому для облегчения сборки и сохранения его посадки рекомендуется нагреть шатуны, поместив их верхними головками на 15 мин в нагретую до 240 °С электропечь. Температуру нагрева шатуна можно проконтролировать с помощью термохромного карандаша. Для правильного соединения пальца с шатуном запрессуйте палец как можно быстрее, так как после его остывания положение пальца изменить уже нельзя. |
|
|
рисунок - 5.12 Порядок расположения поршневых колец на поршне: 1 – шатун; 2 – поршень; 3 – нижнее кольцо составного маслосъемного кольца; 4 – расширитель маслосъемного кольца; 5 – верхнее кольцо составного маслосъемного кольца; 6 – нижнее компрессионное кольцо; 7 – верхнее компрессионное кольцо; 8 – метка |
|
|
2. Установите поршневые кольца в порядке, обратном снятию, расположив их, как показано На рисунке - 5.12. |
При установке не разжимайте кольца больше, чем необходимо, чтобы не деформировать или не сломать их. |
|
|
Нижнее компрессионное кольцо устанавливайте выточкой вниз (показана стрелкой) во вторую канавку. |
Маркировка «Y» на компрессионных кольцах должна быть направлена вверх. |
|
|
рисунок - 5.13 Расположение замков поршневых колец перед установкой поршня в цилиндр: 1 – расширителя маслосъемного кольца и верхнего компрессионного кольца; 2 – верхнего кольца составного маслосъемного кольца; 3 – нижнего компрессионного кольца; 4 – нижнего кольца составного маслосъемного кольца |
|
|
3. Сориентируйте кольца, как показано На рисунке - 5.13. Установите кольца на остальные поршни. |
Замки верхнего и нижнего колец составного маслосъемного кольца должны быть расположены на расстоянии 25–30 мм соответственно влево и вправо от замка расширителя. |
|
|
4. Уложите в постели блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников. |
В постель среднего (третьего) коренного подшипника уложите вкладыш увеличенной толщины с опорными буртиками. |
Вкладыши устанавливайте так, чтобы установочный усик вкладыша совместился с выемкой на постели. |
|
|
5. Смажьте вкладыши моторным маслом. |
6. Установите коленчатый вал в блок цилиндров. |
7. Уложите в крышки коренных подшипников нижние вкладыши, совместив усики вкладышей с выемками на крышках. |
Верхние и нижние вкладыши коренных подшипников могут различаться по расположению отверстия для подвода масла. Вкладыши устанавливайте так, чтобы эти отверстия совпали с отверстиями каналов для подвода масла в постелях опор коренных подшипников. После установки вкладышей в гнезда их концы немного выступают наружу, поэтому для правильного ориентирования вкладышей при окончательной затяжке болтов крепления крышек подшипников проследите, чтобы выступание обоих концов было одинаковым. |
|
|
8. Смажьте моторным маслом коренные шейки коленчатого вала. |
9. Смажьте моторным маслом вкладыши в крышках коренных подшипников коленчатого вала. |
10. Установите крышки коренных подшипников согласно порядковым номерам, сориентировав по меткам. |
Для установки крышек подшипников коленчатого вала пользуйтесь молотком с мягким бойком, изготовленным из латуни, свинца или полиуретана. Устанавливать крышки затяжкой крепежных деталей запрещено, так как в этом случае будут повреждены посадочные поверхности крышек и блока цилиндров. |
|
|
1Установите болты крышек, равномерно подтяните болты до отказа, не затягивая окончательно, выверните на один оборот, затяните моментом 50 Н·м (5,0 кгс·м) и доверните еще на 40–60°. |
Болты крепления крышек коренных подшипников обязательно замените новыми. |
|
|
12. Проверьте правильность сборки, провернув коленчатый вал рукой на несколько оборотов. Вал должен вращаться свободно и плавно. |
13. Установите вкладыши в шатуны, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на шатуне. |
14. Смажьте моторным маслом зеркала цилиндров, поршни, поршневые кольца и шатунные вкладыши. |
|
|
15. Установите на поршень приспособление для сжатия колец и, заворачивая винт, сожмите кольца. |
|
16. Проверните коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую монтируют шатунно-поршневую группу, установилась в ВМТ. Установите поршень в цилиндр в соответствии с маркировкой номера цилиндра на шатуне, нажмите (например, ручкой молотка) на поршень и сдвиньте его из оправки в цилиндр. Аналогично установите поршни в остальные цилиндры. |
|
|
Примечание: |
При установке поршней в цилиндры метка (треугольник) на поршне должна быть обращена к передней части двигателя. |
|
|
Устанавливайте поршень в цилиндр осторожно, чтобы не повредить нижней головкой шатуна шатунную шейку коленчатого вала. |
|
|
17. Установите шатунные вкладыши в крышки шатунов, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на крышке. |
18. Смажьте моторным маслом шатунные вкладыши в крышках шатунов и шатунные шейки коленчатого вала. |
19. Установите крышку шатуна, соединив шатун с шейкой коленчатого вала и совместив метки на шатуне и крышке. |
20. Вверните шатунные болты, не затягивая их окончательно. |
21. Затяните шатунные болты до отказа, не затягивая их окончательно; затем отверните их на один оборот, затяните моментом 25 Н·м (2,5 кгс·м) и доверните еще на 30°, а затем еще на 15°. |
22. Проверьте легкость перемещения шатуна вдоль шатунной шейки. При заедании отверните шатунные болты и повторно затяните их номинальным моментом. |
23. Проверьте боковой зазор шатуна, он должен быть 0,070–0,242 мм. Увеличенный зазор указывает на чрезмерный износ щек кривошипов коленчатого вала. В этом случае замените коленчатый вал. |
24. Аналогично закрепите крышки остальных шатунов. |
|
|
25. Проверьте осевой зазор коленчатого вала, он должен быть 0,07–0,1 мм. Увеличенный зазор указывает на износ опорных фланцев коленчатого вала или постели среднего коренного подшипника. В этом случае замените коленчатый вал. Если это не приведет к уменьшению осевого зазора, придется заменить блок цилиндров. |
|
|
|
27. Установите маслоприёмник и масляный насос (см. тут) |
28. Установите масляный картер (см. тут) |
30. Далее двигатель собирайте в порядке, обратном разборке. Установка головки блока цилиндров описана в подразделе «Прокладка головки блока», водяного насоса — в подразделе «Водяной насос», ремня привода газораспределительного механизма — в подразделе «Замена и регулировка натяжения ремня привода газораспределительного механизма и замена его натяжного ролика». |
После сборки двигателя рекомендуется провести его обкатку на стенде. Поскольку вне специальных ремонтных организаций сделать это невозможно, после установки двигателя на автомобиль обкатайте его по упрощенному циклу в следующем порядке. |
1. Убедитесь в правильности регулировки привода дроссельной заслонки, залейте масло и охлаждающую жидкость, проверьте герметичность всех соединений. |
2. Пустите двигатель и дайте ему поработать без нагрузки по следующему циклу. |
Не доводите работу двигателя до максимальных режимов. |
3. Во время работы проверьте герметичность двигателя и его систем, давление масла, обратите внимание на наличие посторонних шумов. |
4. Если обнаружены посторонние шумы или другие неисправности, остановите двигатель и устраните их причину. |
5. Начав эксплуатацию автомобиля, соблюдайте режимы, предусмотренные для периода обкатки нового автомобиля. |
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Аккуратно монтируйте все агрегаты.
2. При креплении к блоку цилиндров трансмиссии и других узлов пользуйтесь только динамометрическим ключом и затягивайте все крепежные детали с моментом затяжки, соответствующим техническим требованиям.
3. Перед запуском двигателя обязательно отрегулируйте свободный ход сцепления.
4. На головки блока цилиндров должны быть наклеены термодатчики с памятью. По ним специалист ремонтной службы сможет определить, не перегревался ли двигатель.
5. Чтобы режим работы двигателя не выходил за допустимые пределы, кислородный(е) датчик(и) в двигателе необходимо заменить новыми. Неисправность кислородного датчика может привести к тому, что двигателю придется работать на слишком обедненной смеси. При работе на обедненной смеси двигатель нагревается сильней, чем обычно.
6. Замените моторное масло после 800 км обкаточного пробега, или еще раньше и используйте моторное масло класса вязкости SAE 5W-30 или SAE 10W-30.