на главную

Ремонт головки блока цилиндров


головка блока цилиндров
Головка блока цилиндров (крышка. головки блока снята): 1 - распределительный вал; 2 - корпус подшипников распределительного вала.

Если необходим ремонт головки блока цилиндров двигателя, установленного на автомобиле, снимите ее (см. тут) . В большинстве случаев ремонт головки блока цилиндров заключается в притирке или замене клапанов, шлифовке седел клапанов. При таких неисправностях, как нарушение герметичности каналов рубашки системы охлаждения и коробление привалочной поверхности к блоку цилиндров, головку блока заменяют.
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 12», «на 13», свечной ключ, намагниченная отвертка (или пинцет), приспособление для сжатия клапанных пружин.
1. Снимите головку блока цилиндров с автомобиля (см. тут)

последовательность отворачивания и затяжки болтов выпускного коллектора
 рисунок - 5.5 Последовательность отворачивания гаек и болтов крепления впускной трубы

2. Снимите нажимные рычаги клапанов и направляющие сухари рычагов (см. тут)
3. Отверните десять болтов и гаек крепления впускной трубы в последовательности, показанной На рисунке - 5.5, снимите со шпилек впускную трубу в сборе с топливной рампой, дроссельным узлом и шлангами системы охлаждения…
4. …и ее прокладку.
5. Выверните три болта крепления термоэкрана выпускного коллектора (см. тут) и снимите термоэкран.

 рисунок - 5.6 Последовательность отворачивания гаек крепления выпускного коллектора

6. Отверните восемь гаек крепления выпускного коллектора в последовательности, показанной На рисунке - 5.6.
7. Снимите со шпилек выпускной коллектор и установленную под ним прокладку.
8. Выверните свечи зажигания
9. Выверните два болта крепления крышки термостата и снимите термостат (см. тут)
10. При необходимости выверните из головки блока датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем (см. тут)
11. Установите приспособление для сжатия пружин клапанов, сожмите пружины…


 рисунок - 5.7 Установка приспособления для сжатия пружин клапанов: 1 – головка блока цилиндров; 2 – приспособление для сжатия пружин
       
Для сжатия пружин клапанов головки блока, снятой с двигателя, удобнее пользоваться приспособлением, показанным На рисунке - 5.7 . В этом случае не требуется устанавливать опору под «рассухариваемый» клапан и, кроме того, приспособление фиксирует пружину в сжатом положении, что значительно облегчает удаление сухарей.

ремонт ГБЦ
12. …снимите сухари…
13. …верхние тарелки пружин и пружины…
14. …нижние тарелки пружин…
15. …и механизмы вращения выпускных клапанов, а затем извлеките клапаны из направляющих втулок.

После длительной эксплуатации на верхнем торце клапана может образоваться заусенец грибообразной формы. Перед выниманием клапана из направляющей втулки удалите этот заусенец надфилем. Категорически запрещается выбивать клапан из направляющей втулки молотком через оправку без удаления заусенца, так как при этом неизбежно будет повреждена внутренняя поверхность втулки.

16. Удалите смолистые отложения с верхней поверхности головки и из впускных каналов. Эти отложения можно размягчить и смыть керосином или дизельным топливом.
17. Вычистите нагар из камер сгорания и выпускных каналов. Нагар удалите круглой металлической щеткой, установленной в патрон электродрели.

Предварительно размочите нагар керосином.
Соблюдайте осторожность: избегайте вдыхать пыль, образующуюся при чистке камер сгорания. Для предотвращения образования пыли периодически смачивайте нагар керосином.

18. Очистите внутренние поверхности направляющих втулок клапанов тонкой цилиндрической кисточкой из медной проволоки, зажатой в патрон электродрели.
19. Удалите с поверхности прилегания головки к блоку цилиндров пригоревшие остатки уплотнительной прокладки.

Запрещается очищать привалочную поверхность головки металлическими щетками или наждачной шкуркой. Пользуйтесь лопаткой из твердого дерева или пластмассы, предварительно размягчив остатки прокладки растворителем.

20. После очистки осмотрите головку блока, чтобы не допустить ее эксплуатацию с повреждениями резьбовых отверстий, трещинами (особенно между седлами клапанов и в выпускных каналах), коррозией, включениями инородных материалов, раковинами и свищами.

Запрещается заваривать трещины, раковины и свищи. Дефектную головку замените.

21. Проверьте с помощью металлической линейки, установленной на ребро, и щупа плоскостность поверхности прилегания головки к блоку в продольном и поперечном направлениях, а также по диагоналям. Если зазор между ребром линейки и поверхностью головки превышает 0,1 мм, замените головку.
22. Очистите от остатков прокладок и нагара поверхности фланцев головки для установки впускной трубы и выпускного коллектора.
23. Проверьте наличие деформаций фланцев для впускной трубы и выпускного коллектора, деформированную головку замените.
24. Поврежденные резьбовые отверстия отремонтируйте прогонкой резьбы метчиками или установкой ремонтной втулки (ввертыша)
25. Проверьте плотность установки заглушек рубашки охлаждения. При ослаблении их посадки восстановите ее чеканкой.
26. Определите износ направляющих втулок клапанов, измерив внутренний диаметр отверстия втулки, диаметр стержня клапана и по разности этих размеров определив зазор. Зазор для впускных клапанов должен быть 0,030–0,065 мм, для выпускных – 0,050–0,085 мм.
27. Если зазор больше допустимого, отремонтируйте втулки развертыванием до ближайшего из трех ремонтных размеров с увеличением диаметра отверстия на 0,075 мм, 0,150 и 0,250 мм относительно номинального диаметра. При этом в них необходимо установить клапаны соответствующего ремонтного размера с обеспечением номинального зазора в сопряжении. Развертывайте отверстия втулок, используя набор разверток с направляющим хвостовиком. Во избежание выкрашивания поверхности втулки слой снимаемого металла при каждом проходе и подача инструмента должны быть минимальными.

Направляющие втулки изготовлены из стали методом порошковой металлургии, запрессованы в головку блока и замене не подлежат.

ПРИМЕЧАНИЯ
Направляющие втулки и клапаны ремонтных размеров могут быть установлены по технологическим соображениям на заводе-изготовителе при сборке нового двигателя.
Для облегчения подбора комплектов ремонтных деталей на втулки и клапаны нанесена заводская маркировка (табл. 5.2), применяемая в технологическом процессе завода-изготовителя, и сервисная, используемая на станциях технического обслуживания.

Таблица 5.2 Ремонтные размеры клапанов и направляющих втулок
*Маркируется знаком «–» (тире)

 рисунок - 5.8 Профиль седел клапанов: а – впускной клапан; б – выпускной клапан


28. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п. Седла клапанов можно заменить в специализированной мастерской. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и пр.) можно вывести притиркой клапанов  
29. Более значительные дефекты седел клапанов устраняют шлифовкой, выдерживая размеры, показанные На рисунке - 5.8. Седла рекомендуется шлифовать в специализированной мастерской, так как для этого требуются специальные инструменты и оборудование.
30. Удалите нагар с клапанов и осмотрите их. Деформация стержня клапана и трещины на его тарелке не допускаются. При наличии повреждений замените клапан. Проверьте, не слишком ли изношена и не повреждена ли рабочая фаска. Допускается шлифование рабочей фаски клапанов (в ремонтных мастерских, располагающих соответствующим оборудованием) После шлифования угол фаски относительно плоскости тарелки должен быть 45°30’±5’, а толщина цилиндрической части тарелки должна быть не менее 0,5 мм. Незначительные риски и царапины на фаске можно вывести притиркой клапана к седлу (см. тут)

Для того чтобы на стержнях клапанов не образовались риски, не очищайте их проволочными щетками и металлическими скребками.

31. Проверьте концентричность расположения тарелки клапана и седла: нанесите на фаску головки клапана тонкий слой краски (например, берлинской лазури), вставьте его в направляющую втулку и, слегка прижав к седлу, проверните. По следам краски на фаске седла можно судить о концентричности расположения клапана и седла.

 рисунок - 5.9 Зоны износа клапана: 1 – зона наименьшего износа стержня; 2 – торец стержня; 3 – проточка под сухари; 4 – зоны наибольшего износа стержня; 5 – рабочая фаска; 6 – кромка тарелки

32. Проверьте износ стержня клапана в местах, показанных На рисунке - 5.9. Номинальный диаметр стержней всех клапанов 7,935–7,950 мм.
33. Проверьте состояние проточек 3 (смотрите рисунок - 5.9) стержня клапана под сухари. При обнаружении следов выкрашивания кромок проточек и износа цилиндрической части замените клапан.
34. Замените маслосъемные колпачки независимо от их состояния.
35. Осмотрите пружины клапанов. Трещины и снижение упругости пружин не допускаются. При возможности определите упругость пружин по развиваемому усилию. Согласно техническим требованиям оно должно составлять 625–650 Н при длине пружины 21,5 мм и 275–290 Н при длине 31,5 мм. Искривленные пружины (деформация в свободном состоянии более 1,6 мм) и пружины с трещинами замените.
36. Проверьте состояние опорных тарелок пружин. Замените тарелки со значительным износом опорных канавок под пружины.
37. Прокладки впускной трубы, выпускного коллектора и головки блока цилиндров всегда заменяйте новыми, так как снятые, даже внешне не поврежденные прокладки могут оказаться сильно обжатыми и не обеспечат герметичности уплотнений.











Двигатель
Неисправности двигателя
Вопросы по двигателю
Компрессия
Брызговики двигателя
Опоры силового агрегата
Установка поршня в ВМТ
Проверка и замена ремня ГРМ
Маховик
Прокладка крышки блока цилиндров
Прокладка ГБЦ
Маслосъёмные колпачки
Замена сальника распред-вала
Замена сальников колен-вала
Уплотнение масляного картера
Прокладка впускного коллектора
Впускной коллектор
Прокладка выпускного коллектора
Распределительный вал
Гидрокомпенсаторы
Проблемы гидрокомпенсаторов
Ремонт головки блока
Притирка клапанов
Снятие двигателя
Разборка двигателя
Отбраковка частей двигателя
Сборка двигателя
Система смазки
Масляный насос
Ремонт масляного насоса
Система охлаждения
Неисправности охлаждения
Вопросы по системе охлаждения
Вентилятор радиатора
Замена радиатора
Водяной насос
Термостат
Расширительный бачок
Выхлопная система
Подушки выхлопной системы
Основной глушитель
Дополнительный глушитель
Вопросы по выхлопной системе
Нейтрализатор отработ. газов
Снятие приёмной трубы
Термоэкраны
Система питания двигателя
Вопросы по топливной системе
Давление в системе питания
Снижение давления в системе питания
Снятие корпуса воздушного фильтра
Топливный насос
Топливный бак
Регулятор давления топлива
Топливная рампа
Форсунки
Дроссельный узел
Регулятор холостого хода
Тросс дроссельной заслонки
Педаль газа
Система улавливания паров топлива
Клапан продувки адсорбера
Адсорбер
Система рециркуляции отработавших газов
Пневмотический клапан рецеркуляции ОГ
Электромагнитный клапан рецеркуляции ОГ