на главную

Тянем-потянем, или КАК ездить на буксире


Снасть для этой цели требуется одна — «веревка». И сразу предупреждаем, что металлические тросы для буксировки лучше не использовать. Они жесткие и будут передавать даже незначительные рывки «тягача» на буксируемый автомобиль. К тому же при пользовании тросом очень высока вероятность повредить руки. Да и хранить металлический трос не удобно — ведь свернуть его можно только в «кольцевую » бухту.

Совсем иное дело — капроновый или из еще какоголибо синтетического материала трос. Он эластичный, может слегка вытягиваться и этим компенсировать небольшие рывки. Им никогда не поранишь руки, да и разместить его в укромном месте багажника проще. Конечно, лучше, если на концах трос имеет карабины или заводные кольца. К тому же, в таких случаях не ограничивается толщина «веревки». В крайнем случае, на концах можно иметь и просто петли, но при этом, выбирая при покупке трос, не забудьте прикинуть, пройдет ли такая петля в буксирную проушину автомобиля. Ведь в этом случае в проушину придется продевать как бы вдвое сложенный трос. Длина троса оговорена правилами дорожного движения. Но мы к этому добавим следующее. Более короткий трос обеспечивает надежное маневрирование — он удобен в городе, при выезде из гаражей и со стоянок. Более того, слишком длинный трос в городской толчее может оказаться небезопасным — найдется какой-нибудь торопыга, который может втиснуться между «тягачом» и буксируемым автомобилем. И тогда серьезных неприятностей не избежать. С другой стороны, более длинный трос улучшит демпфирующие свойства сцепки и более безопасен при движении по шоссе.

СЦЕПКА

По расположению буксирных проушин автомобили, пожалуй, можно разделить на две группы. Первая имеет по одной буксирной проушине впереди и сзади. Здесь при сцепке задумываться не о чем — цепляй и поехали! А вот другая половина — все «классические Жигули», Нивы и т. п. имеют по две петли под каждым бампером. Здесь есть о чем подумать.

Во-первых, самая лучшая схема сцепки — «левая задняя и правая передняя». Такой способ позволяет легко смещаться буксируемому автомобилю левее «тягача». Зачем это нужно, подробнее расскажем чуть позже. Но есть еще и во-вторых. Это — учет вероятности зацепления троса за выхлопную трубу, низко висящий под бампером противотуманный фонарь и т. д. Ведь при поворотах трос будет здорово «гулять» влево-вправо и может эти детали повредить.

Если есть крюк, карабин или заводное кольцо, то нет проблем. Кстати, крюк цепляем сверху вниз, а не снизу вверх. Это гарантирует надежное удерживание его в проушине при провисшем тросе.

А как быть, если на концах троса нет ничего? Не вздумайте просто привязывать трос к буксирным проушинам! После нескольких рывков или приличных усилий при буксировке узел может затянуться так, что его придется разрезать.

Есть очень удобный и надежный способ, позволяющий быстро закреплять и отсоединять трос. Заведите петлю в проушину. Теперь, вытянув петлю чуть назад, «обмакните» в нее трос (см. фото) прямо перед проушиной. В образовавшуюся петлю вставьте любой рожковый гаечный ключ (не менее, чем 13x17) и потяните трос на себя — он будет надежно зафиксирован своеобразным стопором. По окончании буксировки надо слегка ослабить трос в зоне петли и вытащить ключ-стопор. Затем трос легко вынимается из проушины. Имейте в виду, что не очень удобно использовать в качестве стопора баллонный ключ или монтировку — они могут легко выскользнуть из петли при ослаблении натяжения троса.

ЗА РУЛЕМ «ТЯГАЧА»

Часто возникает вопрос: где сложнее ехать, где должен находиться более опытный водитель — на «тягаче» или «на веревке»? И там, и там есть свои особенности и сложности, и в обоих случаях квалифицированный водитель может помогать другому и поправлять своими действиями его ошибки. Но всетаки, на наш взгляд, сложнее «на веревке».

А начнем мы с более простого — с управления тягачом.

Сначала полностью откроем стекло водительской двери — ведь надо очень хорошо слышать, что происходит сзади. Дело в том, что у буксируемого автомобиля может быть слабый сигнал. А может случиться и так, что его водитель с перепугу начнет вам что-то кричать.

Не забыли включить ближний свет? Теперь — поехали. Но не спешите — трос надо сначала «выбрать». Для этого плавно отпускаем сцепление и тут же опять нажимаем — чтобы автомобиль чуть тронулся с места и остановился.

Еще «порцию», еще, еще. А глаза при этом следят за тросом через внутреннее зеркало заднего вида (как правило, если трос не совсем короткий, то в зеркале видно его конец, пристегнутый к буксируемому автомобилю). Теперь трос натянулся, да и очередное отпускание сцепления уже не вызывает бодрой реакции автомобиля — он уже трогается нехотя. Есть контакт. Плавно добавляем газ, затягиваем разгон на первой передаче где-то до 4000 об/мин. Передачи переключаем быстро, а вот включение сцепления «размазываем». Ведь в момент переключения передач натяжение троса ослабевает. Теперь все внимание — на дорогу, но не забывайте периодически поглядывать в зеркало.

Перед торможением заранее «включаем» стоп-сигнал, чуть нажав на педаль тормоза. И напрочь откажитесь от экстренного торможения, даже если буксируемый автомобиль мигает фарами или сигналит! Если в буксируемом автомобиле сидит грамотный «пилот», то вам и тормозить-то не надо будет. Он будет тормозить свою машину и через «веревку» заставит остановиться и вас. Таким образом и трос всегда будет натянут. Если сзади водитель недостаточно опытный, то при торможении вам, пожалуй, в зеркало смотреть придется не меньше, чем вперед. Тормозите очень плавно, растягивая этот процесс. Не забывайте, что у буксируемого автомобиля не работает двигатель (за редким исключением) и, соответственно, усилитель тормозов.

НА БУКСИРЕ

И в этой машине откройте стекло, причем чем холоднее на улице, тем это действие является более необходимым. В противном случае в сырую или холодную погоду стекла очень быстро запотеют.

Не забудьте разблокировать замок рулевой колонки, повернув ключ зажигания в замке. Часто можно найти такое промежуточное положение ключа, в котором зажигание еще не включено, а руль уже крутится свободно. Ведь зажигание вам включать нет необходимости — по новым правилам буксируемый автомобиль повороты не показывает, поскольку у него включена «аварийка», работающая при выключенном зажигании. Таким образом вы предупредите выход из строя элементов системы зажигания. Только будьте осторожны и не поверните случайно ключ в положение «выключено»: может заблокироваться рулевая колонка, и автомобиль перестанет слушаться руля, вернее, вы не сможете его повернуть.

Еще одно предупреждение, пока не поехали. Не забудьте, что если двигатель вашего автомобиля не работает, то усилия на тормозной педали и на руле, если автомобиль с гидроусилителем, будут ощутимо больше, чем те, к которым вы привыкли.

Можно ехать. Направляем автомобиль так, чтобы он располагался на дороге чуть левее «тягача»: вам нужно видеть дорогу впереди.

В городе, если с системой смазки мотора все в порядке и другие неисправности не «запрещают» вращение коленвала, лучше включить самую высокую передачу — четвертую или пятую, и выжать сцепление. Можно кратковременно чуть приотпускать сцепление при переключениях передач на «тягаче», когда «веревка» провисает. В случае торможения «тягача» вам останется только отпускать сцепление и при необходимости плавно притормаживать, чтобы «веревка» оставалась все время натянутой, что исключит рывки при последующем трогании. Сложность торможения в такой ситуации в том, что тормозить надо чуть активней, чем «тягач». А грамотный водитель, как мы уже упоминали, будет тормозить, удерживая «за хвост» и «тягач». Так, вообще-то, проще. Нет необходимости координировать замедление автомобиля сообразно замедлению «тягача». Только надо заглядывать вперед и предугадывать место остановки «тягача».

КОЕ-КАКИЕ НЮАНСЫ

Имейте в виду, что даже опытного водителя, впервые оказавшегося за рулем буксируемого автомобиля, может посетить чувство растерянности и неуверенности. При буксировке могут возникнуть моменты, когда автомобиль, ведомый «тягачом», начинает вытворять нечто. И водитель, как правило, ничего не может с ним сделать — ну, не в силах, и все! Так сказать, неадекватные реакции автомобиля на действия водителя. Таких моментов два.

как закрепить трос при буксире

 

Первый — это дергание автомобиля при трогании. Например, «тягач» стартовал неудачно и начал дергать вашу машину. Не паникуйте и не давите лихорадочно на педаль тормоза. И вообще ничего не предпринимайте — это быстро пройдет: дернет несколько раз и успокоится. Если же вы начнете тормозить, да еще невпопад, то очень высока вероятность, что вы еще больше усилите эти рывки, попав «в противофазу». Кончиться это может разрывом троса. Но это еще полбеды. Автор этих строк наблюдал картину, как при неудачных действиях обоих водителей с одного автомобиля была вырвана буксирная проушина, которая наподобие рогатки вместе с тросом влетела в салон «тягача», разбив ему заднее стекло. Хорошо, что до водителя не достала. Бывали случаи, когда проушина отрывалась и от «буксира», пулей устремляясь в лобовое стекло идущей сзади машины.

Второй момент. Ваша машина едет не туда, куда вы хотели бы. Например, тягач повернул не туда, куда вам надо, а в другую сторону. Первым делом посигнальте или мигните фарами. Если под колесами сухой асфальт, нажмите на тормоз. Вы сможете таким образом остановить и свой автомобиль, и «тягач». Но если остановить «тягач» не удается, следуйте за ним. Помните, что ваш автомобиль слушается вас только в определенных пределах, которые задаются буксировщиком.

Если вас понесло на скользкой дороге на препятствие, то ни в коем случае не тормозите до юза! Этим вы только усугубите ситуацию. Сигнальте, мигайте фарами, громко кричите «стой!» в открытое окно, выбирайте максимально безопасную и разумную траекторию с помощью руля, но не блокируйте колеса!

И еще одно замечание, касающееся автомобилей с автоматической коробкой передач. Как мы рассказывали в статье «То как зверь она завоет...» , буксировка таких машин смертельно опасна для коробки! Ведь масляный насос приводится прямо от коленчатого вала, и даже при включенной нейтрали некоторые планетарные шестерни со своими фрикционами приводятся в движение от выходного вала без смазки. Так что лучше транспортировать неисправный автомобиль с «автоматом» или с полной погрузкой на эвакуатор, или подцепляя его ведущие колеса, чтобы они были приподняты. Ну а если это невозможно, то буксировать такую машину нужно «медленно и печально» — со скоростью не более 30—40 км/ч на небольшие, по возможности, расстояния. И конечно, на нейтрали. При этом лучше долить в коробку лишних пару литров масла — чтобы «потроха» смазывались хотя бы разбрызгиванием. Потом не забудьте удалить излишки!

А что делать, если движок «сдох» вдали от дома? Нужно попробовать «оживить» его на месте, или попытаться отсоединить от ведущих колес карданный вал либо приводы...

С. МИШИН











Меры безопасности
Советы и регламент ТО
Безопасное вождение
Возите с собой всегда !
Дальние поездки
Как обкатывать
О Гарантии
Перед поездкой
Ремонт прокола колеса и маркировка шин
Заправка топливом
Замена топливного фильтра
Доливка моторного масла
Замена моторного масла
Доливка масла в КП
Замена ремня генератора
Замена ремня кондиционера
Выбор тормозных колодок
Виды свечей зажигания
Как использовать домкрат
Гидравлический домкрат
Буксир
Как ездить на буксире
Настройки для топлива
С шипами или без ?
О зимних шинах
Балансировка колёс
Дефекты шины "грыжа"
Покупка запчастей и сервис
Ланос на биотопливе
О газификации автомобиля
Зимняя эксплуатация
Замена аккумулятора
Замок-блокиратор
Как отвернуть ржавые болты
Статья о двигателях
Неустойчивый ход машины
Вопросы по эксплуатации
"Детские болезни" Ланоса
Ланос с АКП
Ланос с 16 кл. двигателем
Донинвест Ассоль и Орион
Л1300 (Sens) - тест-драйв
Вред от перегрузки машины