на главную

Сравнительный тест зимних шин Nokian


В звенящую тишину ледяной полярной ночи ворвался могучий трехосный автобус Neoplan. Он мчал нас в кромешную тьму, поднимая за собой длиннющий хвост снежной пыли. Вокруг ни души, и лишь свет фар изредка выхватывал на узенькой, расчищенной от глубокого снега дороге то одинокую птицу, то шарахающихся в сторону диких оленей.

И вдруг взору открылась чарующая картина. Вдали показалось залитое светом пятно. Сначала небольшое, оно росло с каждым мгновением и вскоре превратилось в усыпанное тысячами огней белоснежное поле. «Сказка», — промолвил кто-то из нас. «Э-э, нет, — ответил гид, — это Зимнее Волшебство в Лапландии!» Именно так — Winter Magic («Зимнее волшебство») — окрестили на фирме Nokian Tyres презентацию своих новых зимних покрышек.

Рисунок протектора схож на обеих шинах: сплошная центральная дорожка и стреловидные канавки для отвода воды и снежной слякоти

Признаться, мы никак не ожидали, что узнать уже хорошо известный нам полярный полигон финской фирмы Nokian Tyres будет непросто! Расцвеченный огнями, он смотрелся необычно и загадочно, так что название мероприятия — Winter Magic — в самую масть. Но

нам предстояло не только полюбоваться этой красотой, но и «откатать» две совершенно новые покрышки. Делать это пришлось ночью.

Почему ночью? Во-первых, потому, что день на самом севере Финляндии длится всего несколько часов, и для работы волей-неволей приходится ух-

Смещение шипов к центру протектора позволило получить 12-рядную ошиповку

ватыватъ вторую, уже без солнечного света, половину дня. Во-вторых, организаторы намеренно сместили время испытаний на вечерние часы, дабы придать сему действу особый северный колорит. И хотя на следующий день нам все же удалось урвать для теста несколько светлых часов, основное впечатление осталось именно от езды ночью, при свете фар.

НОВОБРАНЦЫ

Финны разработали сразу две новые покрышки — шипованную и нешипованную. Чтобы не запутаться, разберемся сначала с названиями.

Первая шина называется Hakkapeliitta 1. Она пришла на смену популярной в России шипованной модели

Hakkapeliitta 10. Интересно, что с началом выпуска «единички» старая модель останется на конвейере. Единица же в названии фигурирует по той простой причине, что новая шина — первая разработка фирмы после разделения концерна Nokia (см. АР № 15, 1995) на две независимые компании — «электронную» и «шинную». После раздела сфер влияния производитель шин и стал именоваться Nokian Tyres.

Вторая покрышка — нешипованная — носит имя Nokian Hakkapeliitta NRW. Она призвана сменить шину Nokian NRW, а появление слова Hakkapeliitta в названии нешипованной покрышки объясняется схожими конструкциями «единички» и NRW.

Напомним, что Hakkapeliitta переводится с финского как «старый солдат». Чем же отличаются новобранцы от уже знакомых нам старых вояк?

NOKIAN HAKKAPELIITTA NRW

Во-первых, как и раньше, эта покрышка рассчитана для работы без шипов. Во-вторых, Hakkapeliitta NRW подготовлена в двух вариантах по категории скорости. Для ухоженных скоростных дорог Центральной Европы предназначена серия Н (до 210 км/ч), а для более суровых условий Скандинавии и России больше подойдет категория Т (до 190 км/ч).

Наиболее интересный момент в конструкции шины категории Н — использование новой технологии Silica Tread Compound, — специального наполнителя для наружного слоя протектора. Эта смесь обеспечивает лучшие сцепные свойства на мокром и обледенелом покрытиях при высоких скоростях движения.

Для категории Т вместо материала Silica используется особо износостойкая резиновая смесь, специально разработанная для жестких условий эксплуатации.

Шины Hakkapeliitta NRW имеют стреловидный рисунок протектора. Среди его особенностей — мощная сплошная центральная дорожка, которая улучшает «держание дороги» на высоких скоростях. Стреловидные диагональные канавки помогают отводить из-под шины воду и снежную слякоть. Кроме того, новая технология позволила увеличить количество «кубиков» в протекторе (ламелей) до 1600. С таким протектором шина, помимо эффективной работы в продольном направлении (реализация тяговых и тормозных усилий), обеспечивает надежную передачу поперечных сил, что улучшает управляемость.

Взаимное расположение ламелей проектировалось на компьютере и доводилось в ходе многочисленных испытаний. (Здесь уместно вспомнить наш прошлый визит на полигон . Вот почему нас не пускали тогда в некоторые боксы и не всегда разрешали носиться по заснеженным трассам — ведь там кипела работа по доводке новых покрышек!) Новый рисунок позволил уменьшить и шумность при работе покрышки. В свою очередь, скругленные боковины покрышки не только убавили громкость «пения» шины на высоких скоростях, но и повысили сцепные свойства в напряженных поворотах при значительных поперечных деформациях.

А вот «тихоходная» шина категории Т базируется на основе предыдущей модели

Новая форма посадочного места под шип (вверху) и сам шип фирмы Kometa Maraphon (внизу). Подушка из мягкой резины (выделена красным) снижает нагрузки на шип








Движение по укатанному снегу на покрышках Hakkapeliitta NRW — сплошное удовольствие. Четкие, асфальтовые реакции позволяют уверенно чувствовать себя даже при прохождении «ходовых» поворотов

Покрышки Hakkapeliitta 1 на снежной трассе требуют более точной работы водителя. В противном случае возможна потеря устойчивости

NRW, о которой, напомним, очень хорошо отзывались наши эксперты. Снижение скоростного «ценза» позволило использовать иные материалы и сделать более острыми «плечи» — они улучшают контакт со снежным, слякотным и грязным покрытием. Кроме того, сразу под протектором появился слой жесткой резины — cup base. Он способствует более равномерному износу покрышки.

Шины обеих скоростных категорий имеют один нейлоновый и два металлических слоя под протектором. Это сочетание обеспечивает мягкую, но в то же время быструю и четкую передачу продольных и поперечных усилий. Ту же цель преследуют и более жесткие боковины — высота усиленной части увеличена на 25 мм по сравнению с предыдущей моделью.

HAKKAPELIITTA 1

Новая шипованная покрышка вобрала в себя целый комплекс усовершенствований. И, в первую оче-, редь, это касается ошиповки.

На современных шинах «ходимость» шипов составляет в лучшем случае около 70% от пробега по- ; крышки. Именно поэтому конструкторы Nokian Tyres основные усилия направили на продление срока службы шипов, разработав новую технологию их установки. Во-первых, шина теперь имеет двухкомпонентный протектор. Его наружный слой обеспечивает высокие сцепные свойства и износостойкость, а во внутреннем — из очень жесткой резины — удерживается шип. Во-вторых, под основанием каждого шипа предусмотрена подушечка из мягкой резины, чтобы снизить нагрузку на шип, увеличить его стойкость к износу и уменьшить шум от покрышки. Снижение нагрузки на шип дало возможность облегчить шип (он изготовлен из легированного алюминия) с 1,1 до 0,9 грамма и насытить шипами центральную часть протектора, где условия работы шипов особенно тяжелы. В результате вместо 8-рядной ошиповки удалось получить 12-рядную. Новую технологию ошиповки, снижающую шум и разрушение дорожного полотна, назвали Nokian Есо Stud System.

Оптимизирована и конструкция самой шины. Разработчики утверждают, что новые технологии позволили снизить на 10% коэффициент сопротивления качению, а это — прямая экономия топлива. К тому же шипы теперь служат столько же, сколько и сама покрышка.

В ПУТЬ!

Разобравшись в премудростях конструкции новых шин, отправляемся на трассу. Мороз и пронизывающий ветер заставляют поскорее прыгнуть в автомобиль. Но сначала надо облачиться в фирменный непромокаемый костюм, одеть вязаную зеленую шапочку на голову и светоотражающую повязку на рукав (без нее вход на полигон запрещен).

Мороз во время теста был под 20 градусов. Для испытаний гостеприимные хозяева приготовили целую стаю переднеприводных седанов Volkswagen Vento, а на гладком льду одного из озер полигона была расчищена кольцевая трасса с прямыми участками и обилием поворотов. Там был и «разгонный» прямик, и полоса торможения с измерительной аппаратурой, размечены маневр «переставка» и «имитация объезда препятствия в повороте». К тому же в нашем распоряжении была неплохая снежная трасса вокруг озера. Наконец, к вершине ближайшей сопки уходила «веселенькая» горная дорога. Поскольку на автомобиле туда можно было подняться только в качестве пассажиров (это мотивировалось повышенной опасностью трассы в темное время), то наш интерес к ней быстро пропал, и мы решили ограничиться горизонтальными участками дорог.

И еще одно замечание. Поскольку в нашем распоряжении были только новые шины Nokian, и мы были лишены возможности проводить сравнения с шинами-«предшественниками» или шинами«конкурентами», то к описанию наших «ездовых» упражнений следует относиться как к наиболее «общим» впечатлениям. Ведь какие-то нюансы в большей степени зависят от самого автомобатя, какие-то — от шин... А говорить с уверенностью о достоинствах или недостатках тех или иных шин можно только на основе испытаний, проведенных в предельно схожих условиях.

ЛЕД

Первым делом мы выехали на ледяную дорогу и решили потормозить.

Hakkapeliitta NRW. При точно выбранном «нулевом» положении рулевого колеса наш Vento сохранял устойчивость при торможении со скорости 60 км/ч. (Тормозили «в пол» — для исключения зависимости результата от действий водителя). Замедление неплохое, но тормозной путь, конечно, великоват. Все реакции происходят мягко и ровно. Увеличиваем начальную скорость до 80 км/ч, и теперь автомобиль уже начинает «крестить», а восстановление траектории движения при отпущенной педали тормоза происходит слишком резко, так что при ошибках в углах поворота рулевого колеса велика вероятность разворога автомобиля.

Hakkapeliitta 1. Естественно, что шипованные покрышки показали на льду куда лучшее замедление. Со скорости 60 км/ч тормозной путь снизился на 12—15 метров. В то же время курсовая устойчивость осталась на прежнем уровне, и с повышением скорости мы столкнулись примерно с теми же проблемами, что и в случае с нешипованными шинами, причем восстановление траектории при отпускании педали тормоза стало еше более резким. То есть при езде на этих покрышках порою нужна очень точная работа рулевым колесом, чтобы избежать разворота машины.

Вдоволь натормозившись, переходим к оценке управляемости.

Hakkapeliitta NRW. В предельных режимах движения на льду автомобиль проявил четкие реакции и устойчивое держание дороги. Начало скольжения машины хорошо чувствуется, и в подавляющем большинстве случаев — это снос передней оси. При сносе передних колес реакции на доворог руля, сброс газа или импульсивную работу дроссельной заслонкой слабоваты. Занос задней оси удавалось вызвать, лишь зацепившись внутренним к повороту передним колесом за кромку снега при одновременном сбросе газа. Но ведь это - нешипованные покрышки! Так что как плюс можно смело отметить высокий предел до срыва в скольжение и мягкие переходные процессы — как в начале скольжения, так и при восстановлении траекторной чувствительности и курсовой устойчивости.

Hakkapeliitta 1. Само собой, на льду Vento, «обутый» в шипованные шины, позволял преодолевать трассу на более высоких скоростях. Однако с приближением к пределам возникает опасность потери курсовой устойчивости из-за заноса задней оси. Впрочем, последний факт весьма желателен для опытного водителя — ведь борьба со сносом передних колес на переднеприводном автомобиле зачастую возможна только с помощью заноса задней оси и тогда появляется возможность «заправить» машину в поворот.

Но нужно быть начеку: восстановление надежного сцепления при падении скорости или смене покрытия происходит слишком резко, и после скольжений автомобиль буквально шарахается внутрь поворота.

Что касается разгонной динамики, то на льду шипованные шины не оставили никаких шансов NRW.

СНЕГ

А вот на укатанной снежной трассе Hakkapeliitta NRW показала просто отменные сцепные свойства. Реакции острые, буквально «асфальтовые». Снос передней оси на большой скорости в крутых поворотах хоть и резковат, но зато реакция на сброс газа просто удивительная — автомобиль заныривает внутрь поворота практически без потери устойчивости.

Отлично вела себя машина и при прохождении «ходовых» поворотов. Иногда возникал занос задней оси, но он легко корректировался тягой или рулем без опасности развития колебаний.

И торможение прекрасное. При аккуратном торможении на дуге происходит «ввинчивание» автомобиля в поворот, небольшой занос. При резком нажатии на педаль газа, как и следовало ожидать, — снос передней оси.

Разгонная динамика также

Шипы новой конструкции оказывают меньшее разрушающее воздействие на дорожное полотно

на высоте: даже буксующие колеса позволяют весьма активно набирать скорость.

Итак, по сравнению со льдом, шины NRW на снегу проявили себя во всей красе: с машиной можно делать все, что угодно — как на асфальте!

Примерно то же можно сказать о шипованных шинах Hakkapeliitta 1. Но уровень предельных поперечных ускорений здесь ниже, и переходные процессы не столь плавны — автомобиль в предельных режимах требует большего к себе внимания и более точной работы водителя.

ИТОГИ

В первый день испытаний нам показалось, что разница между покрышками

Hakkapeliitta NRW и Hakkapeliitta 1 стала значительно меньше, чем между старыми шинами NRW и Hakkapeliitta 10 (см. АР № 24, 1995). Однако на второй день — после потепления до — 12— 15 'С - разница эта вновь восстановилась. Другое дело, что обе покрышки вышли на более высокий технологический и технический уровень, сохранив свои приоритеты: NRW попрежнему великолепны на укатанном снегу и хорошо держатся на льду, a Hakkapeliitta 1 остаются превосходными на дорогах с тонкой коркой льда. Но при этом заметно повысился ресурс шипов.

Производство обеих шин сейчас только разворачивается и будет увеличиваться от месяца к месяцу. Пока что покрышки начали поступать в страны Скандинавии. Что касается России, то у нас эти шины начнут продаваться осенью нынешнего года. В Москве новые NRW и Hakkapeliitta 1 сначала появятся у фирмы Лига+ — официального дилера компании Nokian Tyres в московском регионе. Именно тогда мы планируем провести более серьезную проверку новых шин, сравнив их с зимними шинами других производителей.

Что касается цен, то для России они еще не установлены. Известно лишь, что новые покрышки будут немного дороже старых моделей. Впрочем, более экономных автолюбителей должно порадовать то, что производство столь популярных шин Hakkapeliitta 10 сохранится.

Кстати, поначалу шины Hakkapeliitta 1 будут шиповать только на заводе. И лишь со временем, по мере обучения, ошиповку доверит дилерам и сервисным центрам в других странах. Так что Зимнее Волшебство на полигоне закончилось, а колдовать над новыми шинами на Nokian Tyres будут еще долго.

А. ДИВАКОВ

М.КАДАКОВ

Экспертные оценки влияния шин на потребительские свойства автомобиля












Меры безопасности
Советы и регламент ТО
Безопасное вождение
Возите с собой всегда !
Дальние поездки
Как обкатывать
О Гарантии
Перед поездкой
Ремонт прокола колеса и маркировка шин
Заправка топливом
Замена топливного фильтра
Доливка моторного масла
Замена моторного масла
Доливка масла в КП
Замена ремня генератора
Замена ремня кондиционера
Выбор тормозных колодок
Виды свечей зажигания
Как использовать домкрат
Гидравлический домкрат
Буксир
Как ездить на буксире
Настройки для топлива
С шипами или без ?
О зимних шинах
Балансировка колёс
Дефекты шины "грыжа"
Покупка запчастей и сервис
Ланос на биотопливе
О газификации автомобиля
Зимняя эксплуатация
Замена аккумулятора
Замок-блокиратор
Как отвернуть ржавые болты
Статья о двигателях
Неустойчивый ход машины
Вопросы по эксплуатации
"Детские болезни" Ланоса
Ланос с АКП
Ланос с 16 кл. двигателем
Донинвест Ассоль и Орион
Л1300 (Sens) - тест-драйв
Вред от перегрузки машины